Здоровый образ жизни может преодолеть генетический риск ожирения
Недавнее исследование, опубликованное в журнале Cell Metabolism, показало, что изменяемые факторы образа жизни могут компенсировать генетический риск ожирения.
Ожирение — неинфекционная пандемия, вызванная малоподвижным образом жизни и повышенным потреблением высококалорийной пищи. Ожирение наследуется и полигенно. Несколько метаболических путей способствуют набору веса, с ожирением связано более тысячи генетических вариантов. Обычно считалось, что генетическая предрасположенность к ожирению неизменяема.
Однако исследования взаимодействия генов и окружающей среды показали, что некоторые факторы образа жизни могут ослаблять влияние определенных генов, связанных с ожирением. Тем не менее, такие исследования были ограничены несколькими генами, способствующими ожирению, и факторами образа жизни. Кроме того, неизвестно, как модифицируемые факторы образа жизни взаимодействуют с генетической предрасположенностью к ожирению и облегчают его бремя.
В настоящем исследовании ученые изучили, компенсируют ли изменяемые факторы образа жизни генетический риск ожирения. Они выявили более 338 600 британцев из United Kingdom Biobank, которые прошли генетический контроль качества, и исключили > 1000 субъектов, у которых отсутствовали данные об индексе массы тела (ИМТ) или связанных с ожирением заболеваниях (ORM), оставив для включения 337 554 человека.
Полигенный балл (PGS) был рассчитан на основе общегеномного ассоциативного исследования ИМТ у людей европейского происхождения. Балл здорового образа жизни был рассчитан на основе пяти факторов образа жизни, способствующих ожирению (употребление алкоголя, продолжительность сна, малоподвижный образ жизни, диета и физическая активность). Первичным результатом было случайное ожирение, которое было определено путем анализа данных о состоянии здоровья Biobank. Распространенное ожирение было вторичным результатом и было определено как базовый ИМТ ≥ 30 кг/м 2.
Абсолютные риски прогнозировались путем оценки шансов (OR) и отношений рисков (HR) распространенного и инцидентного ожирения по процентилю PGS и образу жизни. HR оценивались с использованием моделей пропорциональной регрессии рисков Кокса, а OR оценивались с использованием модели логистической регрессии. Кроме того, была рассчитана прогнозируемая вероятность ожирения к возрасту 75 лет. ORM инцидента определялся с использованием данных больницы, самоотчетов или записей реестра смертей.
Взаимодействия между генетическим риском ожирения и образом жизни оценивались с использованием аддитивного и мультипликативного анализа взаимодействия. Модели регрессии пропорциональных рисков Кокса исследовали ассоциации образа жизни и генетического риска с инцидентным ожирением и ORM. Связь категорий образа жизни, категорий генетического риска или и того, и другого с распространенным ожирением исследовалась с использованием многофакторной логистической регрессии.
У людей с ожирением был более высокий PGS и меньше факторов здорового образа жизни. Нездоровый образ жизни и высокий генетический риск были совместно и независимо связаны с ожирением. Группа исследовала изолированное влияние генетического риска на ожирение путем корректировки по группам образа жизни и образа жизни на ожирение путем корректировки по группам генетического риска.
Высокий генетический риск был связан с повышенным риском инцидентного и распространенного ожирения, независимо от групп образа жизни. Аналогично, риск плохого образа жизни был связан с более высоким риском инцидентного и распространенного ожирения, независимо от генетического риска. HR ожирения у лиц с плохим образом жизни и высоким генетическим риском составил 3,54 по сравнению с лицами со здоровым образом жизни и низким генетическим риском.
На основе инцидентного ожирения медианная вероятность ожирения к 75 годам составила 2,8% в группе с плохим образом жизни и 1,7% в группе со здоровым образом жизни. Соответствующие оценки, основанные на распространенном ожирении, составили 30,7% и 13,9% соответственно. Анализ относительного избыточного риска из-за взаимодействия между образом жизни и генетическим риском выявил отчетливые аддитивные взаимодействия; анализ мультипликативного взаимодействия также дал последовательные результаты.
Избегание малоподвижного образа жизни было связано с самыми низкими шансами ожирения, независимо от генетического риска. У людей со здоровым образом жизни и высоким PGS риск ORM был сопоставим с риском у людей с низким PGS. Напротив, у людей с плохим образом жизни и высоким PGS риск ORM был выше. Связь между рисками PGS и ORM оказалась нулевой после корректировки на ИМТ.
В целом, соблюдение здорового образа жизни было связано с более низким риском ожирения и связанных с ним заболеваний. Абсолютные различия в риске ожирения между людьми, ведущими и не ведущими здоровый образ жизни, увеличивались по мере увеличения PGS. Изменяемый образ жизни и унаследованный генетический риск были совместно и независимо связаны с ожирением.
Сидячий образ жизни был связан со значительно более высоким риском ожирения, что говорит о том, что избегание сидячего образа жизни может быть эффективным против ожирения. В целом, соблюдение здорового образа жизни может значительно противодействовать генетической предрасположенности к ожирению; как таковой, здоровый образ жизни следует пропагандировать независимо от генетического фона.
* Информация представлена исключительно в ознакомительных целях и не служит рекомендацией для лечения заболеваний