Рембрандт смешивал особые пигменты для золотых деталей «Ночного дозора»
Химики из Рейксмузеума и Амстердамского университета (UvA) впервые установили, как Рембрандт применял специальные пигменты на основе сульфида мышьяка для создания «золотой» краски.
Используя сложные спектроскопические методы, они смогли отобразить присутствие парареальгара (желтого) и полуаморфного парареальгара (оранжевого/красного) пигментов в поразительной детали его знаменитой работы «Ночной дозор». Подтвержденные изучением связанных исторических источников, они приходят к выводу, что Рембрандт намеренно сочетал эти особые пигменты сульфида мышьяка с другими пигментами, чтобы создать золотистый блеск.
Открытие было опубликовано в журнале Heritage Science Фредерикой Броэрс и Нучкой де Кейзер, докторантами Института молекулярных наук имени Вант-Хоффа при Университете Амстердама и исследователями Рейксмузеума.
Они пришли к выводу, что Рембрандт использовал довольно необычное сочетание пигментов, чтобы изобразить золотую нить на рукавах дублета и вышитом буйволовом камзоле лейтенанта Виллема ван Рюйтенбурха. Он находится справа от двух центральных фигур в передней части сцены стрелковой роты, сопровождая капитана Франса Баннинка Кока.
Открытие пигментов сульфида мышьяка произошло в ходе масштабного исследовательского проекта Operation Night Watch, который стартовал в 2019 году и продолжает приносить поразительные результаты. Полное рентгеновское флуоресцентное (MA-XRF) сканирование картины уже выявило наличие мышьяка и серы в частях одежды Ван Рейтенбурха. Это привело исследователей к предположению о наличии известных пигментов сульфида мышьяка аурипигмента (желтого) и реальгара (красного).
Присутствие парареальгара в исторических картинах часто объясняется старением реальгара. Однако, поскольку парареальгар равномерно распределен с полуаморфным парареальгаром, и краска выглядит неизмененной, исследователи приходят к другому объяснению.
Они утверждают, что Рембрандт намеренно решил использовать эти пигменты в своей попытке имитировать золотые детали одежды Ван Рюйтенбурха. Нагревание желтого пигмента парареальгара приводит к образованию красноватого полуаморфного парареальгара. Затем его смешивали с пигментами свинцово-оловянного желтого и киновари (красный сульфид ртути), чтобы создать золотистый блеск.
Это химическое объяснение было поддержано всесторонним обзором исторических источников, сообщающих об использовании пигментов сульфида мышьяка. Похоже, что в Амстердаме XVII века был доступен более широкий спектр пигментов мышьяка, чем считалось ранее.
Вероятно, они прибыли через известные торговые пути из Германии/Австрии и Венеции в Амстердам. Это также подтверждается сообщениями об использовании очень похожей смеси пигментов Виллемом Калфом (1619–1693), современником Рембрандта в Амстердаме.
Поэтому исследователи пришли к выводу, что Рембрандт намеренно использовал парареальгар и полуаморфный парареальгар вместе со свинцово-оловянным желтым и киноварью для создания особой оранжево-золотой краски.