Ученые случайно создали аналог прочной паутины Человека-паука

Сотрудники американского Университета Тафтса случайно создали вещество, схожее по характеристикам с паутиной супергероя Человека-паука из комиксов компании Marvel. Это жидкий состав, которым можно выстреливать, и он застывает в виде клейких и прочных нитей. Исследование опубликовали в научном издании Advanced Functional Materials (AFM).

Авторы разработки пояснили, что первый прототип смеси возник в ходе экспериментов над фиброином. Это раствор белков из коконов шелкопряда. Эксперты планировали разработать сверхпрочный клей на фиброиновой основе. Но при очистке лабораторной посуды ацетоном произошла спонтанная реакция с образованием материала, похожего на паутину.

Обычно фиброин шелка трансформируется в полутвердый гидрогель при реакции с органическими растворителями в течение нескольких часов. Но добавка дофамина, что был применен в качестве одного из компонентов клея, позволила массе затвердеть почти мгновенно.

Далее экспериментаторы добавили в фиброиновый раствор дофамин и хитозан, элемент, содержащийся в экзоскелетах насекомых. Что сделало волокна в 200 раз прочнее и в 18 раз усилило свойства клейкости. Команда пошла дальше, сконструировав устройство для метания волокон. Тесты продемонстрировали, что искусственная паутина надежно приклеивается и поднимает предметы, чей вес в 80 раз превышает ее собственный.

Ученые отмечают, что их на пути к открытиям вдохновляют как природа, так и научная фантастика и супергеройские комиксы.