С чем связана сообразительность?
Нейрофизиологи нашли ответ на вопрос, почему люди различаются по умственным способностям и сообразительности.
Ученые уже давно пытаются оценить сообразительность людей по строению их мозга. Сначала считалось, что основным анатомическим фактором является размер мозга. Различие в объемах головного мозга, на самом деле, объясняет разницу в умственном развитии, но только в 6,7% случаев. Затем исследователи сконцентрировали внимание на префронтальной коре, с участием которой осуществляются все высшие когнитивные операции. Различная активность префронтальной коры у разных людей объясняет еще 5% отличий в сообразительности.
Специалистам из Вашингтонского университета удалось найти причину, обуславливающую еще 10% различий людей в умственных способностях – это количество связей между левой частью префронтальной коры и остальными отделами мозга. Такие выводы исследователи сделали на основании эксперимента, основанного, конечно же, на фМРТ. Ученые провели сканирование мозга людей во время отдыха или выполнения какого-то сложного задания. Поставленная перед участниками эксперимента задача требовала от них высокой степени концентрации, запоминания и реагирования на стимул. К примеру, на одном из этапов эксперимента добровольцы должны были в потоке изображений заметить сходство картинки с другой, которую им показывали тремя раньше.
Исследователи обнаружили, что когнитивные способности участников эксперимента и успешность выполнения задания напрямую зависели от количества связей межу левой префронтальной мозговой корой и другими зонами мозга. Ученые поясняют, что эта область мозга исполняет роль общего координатора: она помнит задание и все его этапы и отдельные его части раздает специализированным структурам мозга. Эта же область контролирует качество выполнения отдельными регионами мозга возложенной на них работы.
Исследователи сравнивают левую префронтальную кору с прорабом на стройке или дирижером оркестра: чем лучше налажена коммуникация между ней и остальным мозгом, тем более подвижным мышлением и, следовательно, когнитивными способностями обладает человек. Оценить умственное развитие человека можно по фМРТ-снимкам этих связей.
Правда, следует отметить, что эта причина объясняет всего 10% различий в когнитивных способностях людей. Остальные проценты все еще остаются необъясненными, так что, даже потеряв эти проценты, человек, возможно, сможет улучшить свои способности за счет других, пока еще неизвестных ученым нейронных