Париж в стиле хай-тек
В 70-е гг. прошлого века под влиянием технического прогресса в зодчестве сформировалось новое направление — хай-тек (индустриальный стиль). Оно предполагает решительное обновление архитектуры общественных зданий. От предшествующих стилей хай-тек отличается демонстрацией систем жизнеобеспечения и различного оборудования, зачастую с элементами преувеличения, а иногда и иронии. В композицию зданий активно включаются стальные конструкции, воздуховоды, вентиляционные шахты, трубопроводы, включая канализацию. Иногда это диктуется не необходимостью, а желанием подчеркнуть «техничность» композиции.
Наиболее знаменитым из ранних произведений хай-тека считается экстравагантная конструкция Бобура. Так парижане называют Национальный центр искусства и культуры имени Жоржа Помпиду в Париже.
Его возвели в 1971-1977 гг. по проекту основоположников нового стиля, архитекторов Р. Пиано и Р. Роджерса. Идея итальянского и английского зодчих, состояла в расположении всех технических конструкций, в том числе арматурных соединений, лифтов и эскалаторов снаружи здания. Это делалось для высвобождения максимума полезной площади. Хотя здание имеет строгий прямоугольный объем, внешне оно напоминает строительные леса или огромный нефтеперерабатывающий завод. Нечеткость формы усиливает вынесенная на главный фасад прозрачная пластмассовая труба, в которой размещен эскалатор. Первоначально он предназначался только для входа на нужный этаж. Но сегодня эскалатор преимущественно используется как обзорный аттракцион, конкурируя в популярности с Эйфелевой башней. Внутри Бобур лишен промежуточных опор и стационарных стен. В этом проявляется стиль хай-тек, предполагающий стирание граней между техникой и архитектурой.
Сейчас центр Помпиду прочно вошел в список достопримечательностей. К ним относят еще одно произведение, близкое к стилю хай-тек. Это стеклянная пирамида Большого Лувра, которую создал американский архитектор Мин Пей.
По сравнению с Бобуром это строение отличает большая легкость, обусловленная сочетанием стекла и тонких видимых металлических конструкций. Примечательно, что пирамида стала единственной видимой конструкцией огромного подземного сооружения.