Войти

«Советский Брюс Ли». Талгат Нигматулин

Герой популярных кинобоевиков, супермен и духовный искатель, чемпион Узбекистана по каратэ, поэт, сценарист, режиссер, он был настоящим кумиром молодежи 80-х. Обложки журнала «Советский экран» украшали его портреты. Он успел сняться более чем в двух десятках фильмов, среди которых «Седьмая пуля» (1972), «Вооружен и очень опасен» (1977), «Пираты XX века» (1979), «Право на выстрел» (1981), «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна» (1981), «Волчья Яма» (1983), «Один и без оружия» (1984), «Противостояние» (1984).

Талгат Нигматулин родился 5 марта 1949 года в киргизком городке Кызыл-Кие в семье отца - татарина и матери - узбечки. Отец Талгата был шахтером. Он трагически погиб, когда мальчику не было и двух лет. Семья жила бедно. Талгат начал зарабатывать еще подростком - работал на сахарозаводе, в сапожной мастерской. Матери, директору местной школы, трудно было одной тянуть двух сыновей. Талгата определили в детдом. Рос он замкнутым, нелюдимым и застенчивым. Очень плохо говорил по-русски. Здоровье у мальчика было слабое, в раннем детстве он переболел рахитом.

Талгат Нигматулин сдержал свое слово: из слабого, болезненного мальчика он превратился в красивого и сильного мужчину.
Как личность - Талгат Нигматулин сформировался под влиянием своего таланта, неодолимой жажды творчества. Еще мальчиком писал он стихи, ходил в драматический кружок, занимался бальными танцами, потом заинтересовался еще секцией легкой атлетики, увлекся борьбой. Самой же большой его мечтой было - стать кинорежиссером.
В Москву...
После окончания школы он отправился в Москву поступать во ВГИК. Но во ВГИК Талгата Нигматуллина приняли не сразу. После первой неудачи Талгат не захотел уезжать из Москвы и поступил в Училище циркового и эстрадного искусства, куда его взяли охотно. Учась в цирковом училище, Талгат серьезно увлекся борьбой. Стал чемпионом Узбекистана, занимал почетное шестое место в чемпионате СССР

В 1968 году Талгата приняли во ВГИК, в актерскую мастерскую Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Вместе с ним учились Николай Еременко, Вадим Спиридонов, Наталья Аринбосарова, Наталья Белохвостикова, Наталья Бондарчук, Наталья Гвоздикова. За годы учебы он полностью избавился от акцента и из угловатого провинциала превратился в лощеного восточного красавца с аристократическими манерами. Талгат прекрасно одевался и писал стихи, подражая Пушкину. Позже он начал заниматься прозой.

В институте Талгата настигла первая серьезная любовь. Его избранницей стала молодая студентка ВГИКа, ныне Заслуженная артистка Украины, Ирина Шевчук. Вот что вспоминает об этом романе, в одном из интервью, сама актриса: «…У нас был большой долгий роман - практически два года неразлучно, а потом... мы встречались и расставались. Он был опытнее меня, а я, наверное, была слишком маленькая. У меня все было только в мечтах, в книжках. Окончательно разошлись еще до окончания института. Для меня это стало тяжелым переживанием...»

Окончив в 1971 году ВГИК, Талгат приехал в Ташкент и стал работать на студии «Узбекфильм». Тогда и появились его роли в фильмах «Седьмая пуля», «Встречи и расставания», «Сказание о Сиявуше».Все свободное время актер проводил дома и писал. В Ташкенте были опубликованы некоторые рассказы Нигматулина, и даже готовилась к изданию первая книга прозы. Кинодраматург Одельша Агишев, прочитав кое-какие вещи, посоветовал Талгату поступать на Высшие сценарные курсы. В тот год курс набирал легендарный В. Жалакявичус. «Этому замечательному режиссеру я многим обязан и в жизни, и в творчестве», - позже в одном из интервью скажет Талгат Нигматулин.
В Ташкете Талгат Нигматулин женится на певице Ларисе Кандаловой. Вскоре в их семье родилась дочь Урсула.

Если первые роли Талгата Нигматуллина были небольшими и незначительными, то постепенно, благодаря таланту и дружбе с Николаем Еременко, у него начали появляться и хорошие роли. Талгат Нигматулин снялся в четырех десятках картин, но запомнился, как это часто бывает, по одной – «Пиратах ХХ века».

Талгата и его друга Николая Еременко пригласил на съемки первого советского боевика по сценарию Станислава Говорухина режиссер Борис Дуров. Актеры настолько азартно взялись за дело, что даже отказались от помощи дублеров и каскадеров.

На просмотрах фильма стояли неизменные очереди, многие ходили на фильм по несколько раз. До сих пор этот фильм держит рекорд посещаемости.
Затем были роли и в других фильмах. Это - внешне сдержанный, замкнутый Назар в «Провинциальном романе», опытный и изворотливый капитан разведывательной шхуны в фильме «Право на выстрел», Индеец Джо в «Приключениях Тома Сойера», Самат в картине «Волчья яма» - человек, много напутавший в своей жизни и жизни близких ему людей, но находящий в себе силы вырваться из «волчьей ямы» преступников. Эти образы свидетельствуют: Нигматулин - актер широкого исполнительского диапазона. В каждой, даже небольшой роли он стремился найти побудительные мотивы поступков своего героя, сделать образ убедительным и объемным.

Многие знали Талгата как доброжелательного, открытого, компанейского человека У него не было врагов.

Талгат не ограничивается только съемкой в кино и занятиями каратэ, он пишет стихи, прозу, ставит фильмы. Появляется и еще одно увлечение – познание себя.

В начале 80-х появились бесчисленные целители, лекари, экстрасенсы и другие шарлатаны. Большую популярность среди студентов и некоторой части интеллигенции получила секта под руководством мошенника Абая Борубаева и деревенского дурачка Мурзы Кымбатбаева.

Среди почитателей «таланта» доморощенных гуру оказался и Талгат Нигматулин. Для известного актера, как и для многих других, они были духовными наставниками. Очевидно, свойственное Талгату стремление к неизведанному и привело его к ним.

В начале 1985 года в «школе» Мирзы и Абая произошел раскол: несколько учеников из Вильнюса решили основать собственную секту. Для выяснения обстановки на место выехал сам Абай. Он решил пригласить к себе Нигматулина, чтобы тот «разобрался» с непокорными. Но, произошла неожиданность, Талгат Нигматулин «учить» отказался. Тогда Абай перевел всю свою злость на него.

Пятеро целителей в течение нескольких часов с особой жестокостью избивали руками и ногами не сопротивлявшегося чемпиона по карате, избивали до тех пор, пока не наступила смерть от «несовместимых с жизнью повреждений внутренних органов».

Почему человек, способный одним ударом нейтрализовать самого матерого противника, безропотно терпел, не издал ни звука и дал убить себя. Это до сих пор остается загадкой.

Прах Талгата Нигматулина захоронили в Ташкете. Улица в Кызыл-Кие, где родился актер, переименована в улицу Талгата Нигматулина.

Мне нравится
82