Войти

Психолог, воспитавший шимпанзе как собственного ребенка

Когда психолог Уинтроп Келлогг был аспирантом, его очень интересовала тема феральных детей (растущих в дикой природе, подобно Маугли). В то время уже были задокументированы случаи, когда такие дети, попав к людям, не смогли приспособиться к жизни в человеческой цивилизации. Келлогг захотел как можно глубже изучить то, что происходит в сознании и развитии ребенка, воспитываемого как другой вид.

В частности Келлогг был заинтересован умственными способностями феральных детей. Раньше предполагалось, что они рождались с низким уровнем интеллекта, но ученый утверждал, что такого не может быть – иначе они бы просто не выжили. Также он считал, что именно в раннем детстве происходит основное формирование навыков человека или животного, и пытался доказать это.

Поскольку воспитание малыша в дикой среде и тайное наблюдение за ним было бы не совсем этичным, Келлогг решил поступить противоположным образом – вырастить шимпанзе вместе с человеческим отпрыском. Конечно, уже были попытки научить шимпанзе человеческому языку, но они потерпели неудачу. Ученый не собирался ограничиваться только этим, да и рабочим временем тоже: он решил воспитать шимпанзе вместе со своим 10-месячным сыном Дональдом.

Келлогг и его жена Луэлла взяли домой самку шимпанзе по имени Гуа, которой было около семи месяцев. Она стала частью их семьи на все 24 часа в сутки. Ее одевали, кормили и играли с ней, как с человеком. Келлогги относились к ней, как еще одному ребенку.

Эксперимент Келлогга. Дональд и Гуа

В течение девяти месяцев они работали с Гуа и Дональдом и регулярно давали им серию тестов, с помощью которых измеряли их развитие. От памяти и рефлексов до игрового поведения, послушания, языковых навыков и внимания – каждый аспект их воспитания тщательно и подробно измерялся.

Супруги подошли к делу очень дотошно. Они даже описали разницу в звуках при стуке ложки о голову их сына и шимпанзе. Как-никак, это были 1930-е годы.

Шимпанзе и ребенок играют

Их результаты оказались интригующими. Гуа так и не овладела языком, но детский лепет Дональда стал довольно необычным. Ведь он пытался подражать звукам своей «сестры». Сначала он просто имитировал ее. Позже он начал «ворчать» и лаять, пытаясь общаться так же, как она.

Гуа превзошла своего человеческого «брата» во многих отношениях. Она раньше него научилась есть и лучше решала различные задачки. Она играла ведущую роль в исследовании новых мест и объектов. Речевые и языковые навыки – правильная речь и формирование слов – были единственными вещами, которые Дональд усвоил быстрее.

Непонятно, почему Келлогг закончил эксперимент. Однако есть несколько предположений. Гуа опережала Дональда не только в умственном, но и в физическом развитии. Возможно, ученый боялся, что она станет слишком сильной, чтобы играть с малышом. Также он мог опасаться того, что развитие Дональда затормозится, ведь шимпанзе повлияла на него больше, чем он на нее. Действительно очень странный эксперимент.

Мне нравится
53