День сурка появился раньше, чем вы думали
Каждое 2 февраля жители Соединенных Штатов наблюдают за маленьким пушистым предсказателем погоды из небольшого городка Панксатони в штате Пенсильвания. Тогда сурок Фил выходит из своей норы, чтобы «предсказать», когда же именно наступит весна. Если он не увидит свою тень, это верный признак того, что зима скоро пройдет, а тепло уже не за горами. Однако, если он ее все-таки заметит, это считается плохим предзнаменованием – ведь тогда придется пережидать еще шесть недель снега и холодов.
Это прекрасная традиция независимо от того, верите вы в предсказания сурка или нет. Но самое удивительное в ней то, насколько давно она появилась.
Сам Фил из Панксатони стал предсказателем погоды относительно недавно. Его «должность», предложенная в 1886 году местным клубом любителей сурков (члены которого изначально охотились на этих животных и ели их вместо того, чтобы популяризировать), была основанана древних поверьях немецких иммигрантов. В районе пенсильванского городка Панксатони проживало множество немцев, которые «привезли с собой» свои традиции предсказания погоды по поведению животных.
Согласно немецкому фольклору, лучшими «прогнозистами» были ежи. Но, поскольку в Пенсильвании они почти не водились, эта почетная должность была передана суркам. Режим их спячки и пробуждения очень похожи на ежиный и, как правило, в конце зимы они ведут себя примерно так же.
Все началось со старой поговорки, появившейся на заре христианской Европы. В ней говорится, что если в День свечей (2 февраля) небо чистое и солнечное, холода еще будут. Этот день находится как раз посередине между зимним солнцестоянием и весенним равноденствием, и тогда по традиции зажигали и благословляли свечи.
Римляне, неустанно расширяя свою империю по всей Европе, принесли это поверье в будущую Германию, где его позаимствовали и дополнили тевтонцы. Они заметили, что в солнечную погоду животные, как и все остальное, отбрасывают тени. По ним они узнают, нужно ли им начинать готовиться к весне или возвращаться в нору и продолжить спячку еще на месяц.
Показатель успеха Фила из Панксатони составляет лишь около 39 процентов. Конечно же, это маловато (хотя и все равно чуть-чуть лучше, чем у обычных синоптиков). Но даже такой низкий показатель не останавливает тысячи людей, которые приходят посмотреть, как он делает свое ежегодное предсказание. Толпа, собирающаяся на холме, нередко насчитывает от 20 000 до 30 000 человек – и все они хотят узнать, скоро ли наступит весна.
Иногда Фил использует свою позицию для политического «активизма». В 1981 году он появился с желтой ленточкой из-за кризиса заложников в Иране. А во время сухого закона он хорошо знал, что зима продлится еще шестьдесят недель, если ему не разрешат хоть немножко выпить.