«Гусарская баллада». Корнет Надежда Дурова
235 лет назад, 17 сентября 1783 года, родилась Надежда Дурова, первая в русской армии женщина-офицер.
Говоря о героях войны 1812 года, как обойти вниманием единственную женщину, не только принимавшую участие в военных действиях, но ставшую подлинной героиней этой войны — георгиевским кавалером! Сегодня я хочу вспомнить знаменитую кавалерист-девицу, русскую амазонку, ставшую прообразом многих дореволюционных постановок, пьесы А. Гладкова «Давным-давно» и поставленного по ней культового рязановского фильма «Гусарская баллада».
Будущая героиня родилась 17 сентября 1783 г. Отец — гусарский ротмистр Дуров. Он был женат на дочери богатого помещика Надежде Ивановне Александрович (впоследствии Надежда Дурова будет также известна как Александр Андреевич Александров). Она обвенчалась с ним тайно от родителей, убежав из дома за что была проклята отцом.
Два года молодые умоляли родителей простить их. Единственной надеждой на прощение могло быть рождение у них сына; однако в 1783 году родилась дочь Надежда, сразу вызвавшая нелюбовь матери (та даже однажды выбросила крикливую дочку из окна кареты).
Позднее Дурова рассказывала в своих «Записках» о том, что отец поклялся никогда не отдавать ее во власть жены и решил сам заняться воспитанием маленькой Надежды.
В период, когда отец Дуровой стал городничим в Сарапуле, мать пытается обучить ее ведению хозяйства и рукоделию, но девочка отвергает эти занятия, предпочитая им верховую езду на своем любимом коне Алкиде.
Надежда вернулась в Сарапул и через некоторое время, чтобы освободиться от материнской власти, охотно вышла замуж за нелюбимого человека — местного чиновника Василия Чернова. Однако семейная жизнь не сложилась — супруги постоянно ссорились. Не примирило их и рождение в 1803 г. сына Ивана. К великому неудовольствию матери, Надежда бросила мужа и вернулась в родительский дом.
Сын остался с отцом. В своих Записках Дурова ни словом не обмолвилась о своем замужестве.
В сентябре 1806 г. в Сарапул пришел отряд казаков. Отец Дуровой сдружился с офицерами, часто приглашал их на обеды и выезжал с ними на верховые прогулки. Надежда с каждым днем становилась все задумчивее. 15 сентября 1806 г. полк выступил в донские края. Через два дня, в ночь после своего дня рождения, Надежда обрезала локоны, переоделась в казачью форму с папахой и потихоньку вывела из конюшни своего любимого коня Алкида.
Догнав казачий полк, Дурова переодетая в мужское платье, представилась сыном помещика Александром Соколовым. Позднее она получает позволение вступить в Литовский уланский полк. «Теперь я казак в мундире с саблею; тяжелая пика утомляет руку мою, не пришедшую еще в полную силу. Вместо подруг меня окружают казаки, которых наречие, шутки, грубый голос и хохот трогают меня!
… Поход продолжался более месяца, новое положение мое восхищало меня, я научилась седлать и расседлывать свою лошадь, сама водила ее на водопой, так же, как и другие...»– вспоминает Дурова.
Дурову разоблачает письмо с извинениями перед родителями, посланное домой.
Андрей Васильевич, получив письмо дочери, подал прошение царю, в котором настоятельно просил разыскать беглянку и вернуть домой. Надежда была инкогнито со специальным курьером доставлена в Петербург. 31 декабря 1807 г. она предстала перед Александром I.
Поначалу царь собирался наградить отважную женщину и отправить домой, но ее мужество и горячее желание защищать родную землю покорили императора и заставили изменить свое решение. Он разрешил ей остаться в армии и повелел именоваться по своему имени Александровым, что само по себе означало великую степень благоволения. А узнав о том, что Дурова спасла жизнь офицеру, он собственноручно наградил ее Георгиевским крестом. Она была произведена в корнеты и отправлена в Мариупольский гусарский полк, один из образцовых кавалерийских полков того времени.
Отвага Дуровой обнаруживается при битвах в Гутшадте, Гейльсберге и Фридланде.
Отечественную войну 1812 г. Дурова встретила в чине подпоручика, но вскоре за боевые заслуги была произведена в поручики — ее храбрость не знала границ.
Дурова участвует в сражениях под Смоленском, Колоцким монастырем и при Бородине.
Надежда Дурова слыла столь отличным офицером, что была удостоена чести быть адъютантом М. И. Кутузова, пока не получила серьезную контузию в битве при Бородино.
В 1816 г. Дурова, будучи штаб-ротмистром и Георгиевским кавалером Александровым, вышла в отставку.
24 апреля вышел указ об отставке, и Дуровой пришлось проститься с военной службой. Высоким патриотическим пафосом звучит это прощание в заключительных словах «Записок кавалерист-девицы»: «Минувшее счастье! Слава! Опасности! Жизнь, кипящая деятельностью!.. Прощайте!»
Осенью 1836 года «Записки кавалерист-девицы» вышли в свет отдельной книгой и получили огромный резонанс не только в читающей публике, но и в среде литературной. «А после, позабыв про пушки, она пером сразила Пушкина...»
Надежда Андреевна Дурова пережила в своей жизни еще одну яркую славу теперь на литературной ниве. А книга была в самом деле замечательна. События прошлой жизни ее автора были описаны так талантливо, что привели в восхищение и Пушкина и Белинского.
Скончалась Н. А. Дурова 2 апреля 1866 г. Хоронили ее с воинскими почестями. Перед гробом офицер местного гарнизона нес на бархатной подушке ее Георгиевский крест — первый и единственный раз со времени учреждения этого главного воинского ордена России им была награждена женщина.
Таким образом, в маленьком городке Елабуга оказались похоронены две самые выдающиеся и неординарные женщины России, составившие её мировую славу – Надежда Дурова и Марина Цветаева.