Надежда Курченко. Забытый подвиг
(29 декабря 1950 — 15 октября 1970).
Награждена (посмертно) орденом Красного знамени.
Сегодня, 15 октября, исполнилось 48 лет со дня гибели 19-летней стюардессы Надежды Курченко, которая ценой собственной жизни пыталась предотвратить захват советского пассажирского самолета террористами.
В современной России имя Надежды Курченко практически забыто. Наверное,официальная пропаганда старается, чтобы современные девушки старались подражать не чистым, светлым людям, способным без колебаний отдать жизнь, выполняя свой долг, а девушкам из телешоу и "глянцевых журналов".
Родилась 29 декабря 1950 года в селе Ново-Полтава Ключевского района Алтайского края. Окончила школу-интернат в селе Понино Глазовского района УАССР. С декабря 1968 года работала бортпроводницей Сухумского авиаотряда. Погибла 15 октября 1970 года, пытаясь предотвратить угон самолета АН-24, летевший рейсом Батуми-Сухуми-Краснодар, захваченный террористами отцом и сыном Бразинскас (45-ти и 13-ти лет). На высоте 800 метров двое пассажиров - отец и сын Бразинскасы вызвали бортпроводницу и передали записку для пилотов с требованием изменить маршрут и лететь в Турцию. Девушка бросилась в кабину и закричала: 'Нападение!' Преступники кинулись за ней, открыв огонь. 'Никому не вставать! - заорал младший из угонщиков. - Иначе взорвем самолет!'
Стрельба продолжилась и в кабине. Командиру Георгию Чахракия одна из пуль попала в позвоночник: Штурману Валерию Фадееву прострелили легкое, а бортмеханик Оганес Бабаян был ранен в грудь. Больше всех повезло второму пилоту Сулико Шавидзе - пуля застряла в стальной трубе в спинке его сиденья. Позади летчиков стоял Бразинскас-старший и, потрясая гранатой, выкрикивал: 'Держать берег моря слева. Курс на юг. В облака не входить!'
Пилот попытался обмануть террористов и посадить Ан-24 на военном аэродроме в Кобулети. Пилоты все же сумели включить сигнал SOS, но до турецкой границы было слишком близко. Но угонщик еще раз предупредил, что взорвет машину (впоследствии выяснилось, что Бразинскас блефовал, поскольку граната была учебной). Вскоре захваченный борт пересек советско-турецкую границу, а спустя еще полчаса оказался над аэродромом в Трабзоне. Самолет сделал круг над взлетной полосой и пустил зеленые ракеты, попросив освободить ее для экстренной посадки. Сразу после приземления угонщики сдались турецким властям. На место выехали представители турецких и американских спецслужб. Пассажирам и членам экипажа было предложено остаться в Турции, но никто на это не согласился. На следующий день на специально присланном самолете всех людей и тело погибшей девушки вывезли в СССР. Чуть позже турки вернули и угнанный Ан-24. После капитального ремонта борт N46256 с фотографией Нади Курченко в салоне еще долгое время летал в Узбекистане.
По воспоминаниям друзей и сослуживцев Надя была чистым и светлым человеком, у нее через три месяца была назначена свадьба. Эта драма всколыхнула тогда всю страну. Советский Союз был потрясен - подобное преступление случилось впервые. Имя Надежды в один день облетело весь мир. И на долгие годы стало символом комсомольского героизма. Это был первый такой случай в СССР, инструкций на этот счет не было и 19-летняя советская девушка действовала так, как подсказывало ей сердце и совесть.
Сулико Шавидзе, Валерий Фадеев и бортинженер Оганес Бабаян вылечились и потом смогли летать, проработав до пенсии. Командир Чахракия два года был прикован к инвалидной коляске, перенес несколько операций на позвоночнике, летать больше не смог, остался инвалидом второй группы.
Надежда Курченко похоронена в центре Сухуми. Спустя 20 лет ее могила была перенесена на городское кладбище города Глазова. В селеПонино,где она училась, ей установлен памятник. Имя Надежды Курченко присвоено одному из пиков Гиссарского хребта, танкеру российского флота и малой планете в созвездии Козерога.
Пранас Бразинскас родился в 1924 г. в Тракайском районе Литвы. В 1949 г., согласно биографии написанной Бразиньскаосм, руководитель одного из отрядов «лесных братьев» выстрелом через окно убил председателя совета и смертельно ранил отца П.Бразинскаса случайно оказавшегося рядом. При помощи местных властей П.Бразинскас приобрёл дом в Вевисе и в 1952 г. стал заведующим склада хозтоваров вевисского кооператива. В 1955 г. за хищения и спекуляцию стройматериалами П.Бразинскас был осуждён на 1 год исправительных работ. В январе 1965 г. по решению Верховного Суда он снова осуждён уже на 5 лет, однако уже в июне досрочно освобождён. Разведясь с первой женой уехал в Среднюю Азию.
Занимаясь спекуляцией (в Литве покупал запчасти автомобилей, ковры, шёлковые и льняные ткани и продавал в Средней Азии, за каждую посылку имея прибыль в 400-500 руб.), он быстро накопил денег. В 1968 г. он привёз в Коканд своего тринадцатилетнего сына Альгирдаса, а через два года - оставил вторую жену.
7-13 октября 1970 г., последний раз побывав в Вильнюсе, П.Бразинскас с сыном взял свой багаж - неизвестно где приобретённое оружие, накопленные доллары (по данным КГБ, более 6000 долларов) и вылетел в Закавказье.
СССР потребовал от Турции незамедлительно выдать преступников, но данное требование выполнено не было. Бразинскасы попросили политического убежища. Турки отказались выдать террористов, им дали смехотворные сроки, а через три года амнистировали. Пожив несколько лет на роскошной вилле "под домашним арестом" они отправились в США, куда и мечтали попасть.
Фарс с «бегством» преступников в Америку был обставлен следующим образом: в 1976 г. отец с сыном якобы скрылись из-под домашнего ареста и 23 июня обратились в американское посольство в Турции с просьбой предоставить им политическое убежище в США. Получив отказ, Бразинскасы снова «сдались» в руки турецкой полиции, их под охраной ещё пару недель продержали в больнице Стамбула и... окончательно отпустили на свободу. 11 июля они получили визу Венесуэлы. Затем через Италию и Венесуэлу они без проблем вылетели в Канаду. 24 августа во время промежуточной посадки в Нью-Йорке Бразинскасы вышли из самолета и были «задержаны» Службой миграции и натурализации США.
Бразинскасам выдали американские паспорта с новыми именами. Альгирдас официально сделался Альбертом-Виктором Уайтом, а Пранас - Фрэнком Уайтом. Реальная жизнь в США сильно отличалась от того, что они ожидали. Они поселились в городке Санта-Моника в Калифорнии, где работали обыкновенными малярами, жили вдвоем в однокомнатной квартире, личная жизнь у обоих не сложилась. В США Бразинскасы написали книгу о своих 'подвигах', в которой пытались оправдать захват и угон самолета 'борьбой за освобождение Литвы от советской оккупации'. Чтобы обелить себя, П.Бразинскас заявлял, что попал в бортпроводницу случайно, в «перестрелке с экипажем». Ещё позже А.Бразинскас утверждал, что бортпроводница погибла во время «перестрелки с агентами КГБ»... Однако литовский телеканал LNK незадолго до гибели взял интервью у Пранаса Бразинскаса, который прямо заявил, что «убил эту суку потому, что она встала у него на пути».
В литовской общине Америки отношение к Бразинскасам было настороженным, их откровенно побаивались. Попытка организовать сбор средств в фонд собственной помощи провалилась. С обретением Литвой независимости, никаких попыток вернуться на родину «патриоты» не предпринимали. Однако поддержка Бразинскасов литовскими организациями постепенно сошла на нет, о них все забыли. Преступники жили убого, под старость Бразинскас-старший стал раздражительным и невыносимым. Во время одной из таких ссор 45-летний "литовский патриот" Альберт Виктор Уайт ударом насмерть забил своего 77-летнего папашу гантелей, был осуждён за убийство своего отца Фрэнка.