Бусины из ракушек проливают свет на мореплавание каменного века
Согласно новому исследованию, опубликованному в журнале Open Archeology, люди каменного века могли совершать длительные морские путешествия по Каспийскому морю. В ходе исследования были проанализированы декоративные бусы, сделанные из дискообразных раковин моллюсков (Didacna sp.), найденных в скальном убежище Кайлу, похожем на пещеру месте захоронения недалеко от восточного побережья Каспийского моря.
Кайлу использовался людьми каменного века в течение длительного периода в периоды позднего мезолита и неолита. Переход между этими периодами имеет особое значение в культурной эволюции человека, поскольку он аналогичен переходу между культурами охотников-собирателей и скотоводческими и земледельческими культурами, который произошел в этом регионе около 11 500 лет назад. Хотя Кайлу был раскопан в середине двадцатого века, его отложения были плохо описаны, и он не подвергался всесторонней переоценке или прямому датированию до его повторного открытия в 2018 году.
В этом исследовании ведущий автор Соланж Риго из CNRS и Университета Бордо, Франция, и ее коллеги использовали широкий спектр инструментов и методов, чтобы определить, как были сделаны и использованы бусины. Микроскопический, морфометрический, спектрометрический анализ и анализ с помощью сканирующей электронной микроскопии (СЭМ) показали явные стилистические различия между бусами, которые носили последние охотники-собиратели и первые земледельцы.
Анализы также позволили исследователям сравнить бусы, найденные в Кайлу, с другими бусинами из разных мест региона. Неолитические бусы, найденные в северной, восточной и западной частях Каспийского моря, достаточно сильно отличались от тех, что были найдены в южном регионе, что указывает на то, что они следовали другому пути культурной диффузии.
Хорошо известно, что южная часть Каспийского моря сыграла важную роль в распространении сельскохозяйственных технологий и практик, с перемещением фермеров и скотоводов по маршруту, пролегающему через территорию современного северного Ирана. Результаты Риго предполагают, что культурные традиции также распространялись вдоль северного побережья Каспийского моря, независимо от внутреннего маршрута.
Однако другое более интересное объяснение заключается в том, что люди каменного века совершали морские путешествия по Каспийскому морю. «Мореходные контакты между этими сообществами, возможно, обеспечили быструю циркуляцию определенных типов бусин — наряду с людьми, информацией, знаниями и символами — с обеих сторон Каспийского моря в результате длительных морских путешествий», — сказал Риго.