Войти

Почему люди склонны откладывать дела на потом

Прокрастинация, преднамеренное, но вредное откладывание задач, имеет множество форм. Сахити Чеболу из Института биологической кибернетики Макса Планка использует точную математическую основу, чтобы понять различные закономерности и их основные причины. Ее идеи могут помочь адаптировать индивидуальные стратегии решения этой проблемы.

«Почему я не сделал этого, когда у меня еще было время?» – Будь то уплата налогов, соблюдение сроков на работе или уборка квартиры, большинство из нас уже задавались вопросом, почему мы склонны откладывать определенные задачи, даже перед лицом неприятных последствий. Почему мы принимаем решения, которые вредны для нас – вопреки нашим лучшим знаниям? В этом и состоит загадка прокрастинации. Промедление, преднамеренное, но в конечном итоге пагубное откладывание задач, не только снижает производительность, но также связано с множеством проблем с психическим здоровьем. Поэтому, безусловно, стоит задаться вопросом, почему это широко обсуждаемое явление так захватило нас – и что оно собой представляет на самом деле.

«Прокрастинация — это общий термин для различных видов поведения», — говорит вычислительный нейробиолог Сахити Чеболу из Института биологической кибернетики Макса Планка. «Если мы хотим понять это, нам нужно различать различные его типы». Одна из распространенных закономерностей заключается в том, что мы отказываемся от собственных решений: например, мы можем выделить вечер для подачи налоговой декларации, но когда приходит время, мы вместо этого смотрим фильм. Когда мы вообще не связываемся со временем, происходит что-то еще: мы можем ждать подходящих условий. Возможных моделей прокрастинации множество: от позднего начала до отказа от задачи на полпути, Чеболу классифицировала их все и определила возможные объяснения для каждой: неправильная оценка необходимого времени или защита эго от возможной неудачи — лишь два из них.

Близорукий мозг

Может ли такая классификация действительно помочь вам добиться цели? Чеболу убеждена, что математически точное понимание действующего механизма является первым шагом к ее решению. Она представляет прокрастинацию как серию временных решений. Что именно происходит, например, когда мы планируем подачу налоговой декларации на вечер пятницы, но затем поддаемся искушению потокового сервиса? Один из способов представления о принятии решений состоит в том, что наш мозг суммирует все награды и наказания, которые мы ожидаем получить от альтернативного поведения: просмотра фильма или выполнения раздражающей бумажной работы. Вполне естественно, что затем он выбирает образ действий, который обещает быть в целом наиболее приятным.

Но разве удовольствие от просмотра кино перевешивает разочарование из-за огромного штрафа за непредставление документов? Есть одна важная деталь: последствия в отдаленном будущем меньше взвешиваются мозгом при суммировании положительных и отрицательных результатов. В какой-то степени это нормально и даже полезно; в конце концов, более отдаленное будущее обязательно чревато неопределенностью. «Только когда мы придаем слишком большое значение опыту в настоящем и недостаточно тому, что ждет нас впереди», — объясняет Чеболу, — «подобная политика принятия решений быстро становится неадекватной».

Просто лень?

Вот вам и теория. Чтобы изучить реальную прокрастинацию, Чеболу углубилась в большие наборы данных, предоставленные Нью-Йоркским университетом. Данные показали список студентов, которые должны были участвовать в заданном количестве часов экспериментов в течение семестра. Некоторые сразу избавляются от этой задачи; другие распределяли его равномерно в течение нескольких недель – и, конечно же, третьи уклонялись от него, пока не стало почти слишком поздно. Чеболу провела моделирование, чтобы воспроизвести их поведение. Какие объяснения, спросила она, лучше всего могли бы объяснить различные модели прокрастинации?

Может возникнуть соблазн возложить вину на предпочтение нашего мозга к немедленному вознаграждению за действия. Но здесь определенно есть нечто большее: для каждой модели того, как нью-йоркские студенты откладывали выполнение задания, Чеболу нашла несколько возможных объяснений. «Неопределенность — еще один важный фактор прокрастинации», — подчеркивает она. Это может быть неспособность предсказать, сколько времени нам понадобится, чтобы найти все квитанции по вычитаемым расходам. Но неуверенность также может означать отсутствие уверенности в своих силах или сомнение в том, поможет ли задача нам достичь наших целей.

Чеболу уверена, что понимание прокрастинации как серии временных решений и определение того, где и почему мы обычно делаем неправильный поворот, может дать информацию для вмешательства: временные вознаграждения могут помочь. Те, кто склонен недооценивать время, необходимое для выполнения тяжелой работы, могут попробовать поставить перед собой ограниченные по времени цели. А если вы обнаружите, что быстро бросаете свои дела, возможно, вам следует избегать отвлекающей обстановки.

Неважно, к какой категории прокрастинации вы относитесь (а иногда вы почти наверняка попадаете в какую-то из них): нет, вы не просто ленивы. Признание этого и прощение себя за промедление в прошлом — хороший первый шаг на пути к большей продуктивности.

Мне нравится
11