Прототипы известных литературных персонажей
Герои известных книг порой кажутся нам гиперреалистичными. Трудно поверить, что любимый персонаж — выдумка писателя. Непроизвольно мы ищем и находим в действующих лицах своё отражение, пленясь схожестью черт, мыслей, поступков.
Давайте же познакомимся с прототипами Шерлока Холмса, Дориана Грея, Анны Карениной. Также не обойдём вниманием Александра Ивановича Лужина из набоковского романа, Наташу Ростову и Остапа Бендера.
Прототипом главного героя в произведении «Портрет Дориана Грея» стал поэт Джон Грей, которого Оскар Уайльд знал лично. Амбициозный красавец Джон вёл богемную жизнь, наслаждаясь молодостью и признанием общества.
Прообразом сыщика Шерлока Холмса выступил Джозеф Белл — университетский преподаватель Конан Дойла. Белл получал максимум информации о незнакомых людях, анализируя их внешний вид и поведение. Столь нестандартный способ мышления мужчина называл «методом дедукции».
Портрет Анны Карениной «срисован» с Марии Александровны Пушкиной — дочери великого русского поэта. Увы, Лев Толстой словно предугадал участь Марии: судьба женщины оказалась незавидной.
Не менее занимательна история создания собирательного образа Наташи Ростовой. Некогда Льва Николаевича вдохновили сёстры Берс: Лиза, Таня и Соня. Девочки росли в атмосфере любви и заботы. Семья придерживалась уклада, традиционного для дворянских семей XIX века: уроки с репетиторами, танцклассы, балы, музыка, чтение… Примечательно, что писатель сделал предложение Софии, тогда как Елизавета, влюблённая в графа, так и не простила друга семейства и родную сестру.
«Что есть в мире, кроме шахмат?»
Необычайно любопытно появление персонажа Александра Ивановича — гениального шахматиста, чей путь закончился трагически. Владимир Владимирович Набоков уверял, что образ главного героя романа "Защита Лужина" — собирательный.
Литературоведы считают, что манера лужинской игры позаимствована у Александра Алехина, а внешность — у шахматиста Рубинштейна.
Акиба Кивелевич начал играть поздно, но это не помешало виртуозу стать гордостью Речи Посполитой, а затем составить опасную конкуренцию Эмануэлю Ласкеру. Позже Рубинштейн обыграл Капабланку и иных гроссмейстеров.
К сожалению, карьера игрока оборвалась в 1932 году, когда у него обнаружилось тяжёлое психическое заболевание. Внешне Рубинштейн оставался спокоен и уравновешен, но стоило заговорить о шахматах или обронить фигуру, как маэстро становился тревожным, плакал, пока раздражавшую вещь не убирали с глаз долой.
Похожая болезнь сковывает и Лужина, из-за чего жена так и не вырвала возлюбленного из шахматного плена. Герой Набокова сводит счёты с жизнью, выпав из окна.
По следам «великого комбинатора»
Знаете ли вы, кто был прототипом литературного героя Остапа Бендера? Исследователи сходятся во мнении, что этого человека звали Осип Шор — уроженец Никополя, переехавший с семьёй в Одессу.
Повзрослевший Шор, не имея ни гроша за душой, отправился учиться в Санкт-Петербург, однако лекции быстро наскучили молодому человеку. Мысли его крутились вокруг того, как бы найти золотую жилу. И это Осипу удалось!
Шор, притворившись профессором, представил на сельскохозяйственной выставке курицу без перьев. В итоге проходимец подписал выгодные контракты с птицефабриками. Покупатели, конечно, товар не получили, зато нашли записку следующего содержания: «Мы, одесские селекционеры, вывели ещё и курицу без головы и костей».
Постепенно Шор приобретает авторитет в криминальном мире. Ограбить банк, продать места в раю — вот какие идеи предлагает Осип нечестивцам за деньги. Удивительно, что, несмотря на тёмное прошлое, удачливому Шору удалось стать оперуполномоченным в Одессе, столкнуться с Мишкой Япончиком, а в 1937 году сбежать… из НКВД!
После войны Шор очутился в Москве, где до пенсии трудился проводником. Ильф и Петров довольно точно передали историю Шора: в периоды безработицы Осип представлялся художником, гроссмейстером, пожарным инспектором и даже провернул брачную афёру.