По следам "Золотого телёнка". Герои и прототипы
2 июля 1942 года, возвращаясь на самолете из осажденного Севастополя в Москву, в авиакатастрофе погиб Евгений Петрович Петров.
Имя «Евгений Петров» обычно всегда произносится в связке с именем «Илья Ильф». В сознании большинства читателей и почитателей эти два писателя давно уже воспринимаются как один.
— Пилите, Шура, пилите!
Пани Ковская...бессмертный образ Михаила Самуэлевича Паниковского был списан авторами с… женщины. Особую роль в криминальном мире портового города Одессы играли польские банды. А самой крупной, известной и удачливой была группировка, возглавляемая Микалиной Ковской. Да–да, вы уже поняли. Пани Ковская, гроза Одессы...
"Эх, прокачу!"... По следам "Золотого телёнка".
Бессменный водитель "Антилопы Гну" Адам Каземирович Козлевич, на автомобиле которого великий комбинатор вместе со своими спутниками совершил знаменитый автопробег, владелец первого в городе Арбатове частного автопроката, закончил тем, что остался без своего автомобиля. Вместе с "Антилопой", от которой после непосильной для нее дороги осталась лишь груда обломков.
А вот встреча крестного отца великого комбинатора Петрова с прототипом образа Козлевича произошла в Ярославле. Иосиф Карлович Сагассер, чешский подданный, основал здесь первое частное такси. Сюда по заданию редакции приехал фельетонист "Гудка" Евгений Петров. Первое, что он увидел, сойдя с поезда на Привокзальной площади, был потрепанный автомобиль с заманчивым названием "Эх, прокачу!". Разъезжая по Ярославлю на извозчике с мотором, журналист и писатель, конечно же, не удержался от разговоров "за жизнь" с таксистом, в результате которых и родился персонаж "Золотого Теленка" Адам Козлевич.
Однако судьба реального владельца частного автопроката была куда более трагична, нежели его литературного собрата. Адам Козлевич лишился только своей "Антилопы", тогда как Иосиф Сагассер - самой жизни.
Киса Воробьянинов, он же Ипполит Матвеевич Воробьянинов, партнер Остапа Бендера, с энтузиазмом отправился на поиски фамильных драгоценностей, спрятанных в мебельном гарнитуре его тещи-образ собирательный.
Один из прообразов в романе – Николай Дмитриевич Стахеев.Купец 1 гильдии Н. Д. Стахеев обладал неординарными коммерческими способностями, поэтому сфера его торговой деятельности развивалась с каждым годом. Будучи известным чаепромышленником, он занимался так же торговлей зерном, драгоценными металлами и нефтяными продуктами, держал ткацкие мануфактуры и доходные дома. Для удешевления передвижения своих товаров Стахеев организовал большую транспортную сеть, в которую входили поезда и водные суда. В начале XX века годовой оборот его фирмы составлял 80 миллионов рублей. Перед Первой Мировой войной Стахеев уехал с семьей во Францию развлекаться, отправившись в игорную столицу Европы Монте-Карло. В Европе же Стахеев встретил Октябрьскую революцию, известие это, конечно же, не порадовало купца, так как все его капиталы были национализированы. В голове Стахеева созрел опасный, но единственный верный план.
В 1918 г. Стахеев тайно вернулся в Москву, чтобы забрать из тайника своего дома на Басманной улице серебро и какие-то другие ценности. Однако на выходе из усадьбы купец вместе со всеми драгоценностями, которые он смог унести был задержан сотрудниками ГПУ. Стахеев на допросе предложил Ф. Э. Дзержинскому сделку: он говорит, где в доме спрятаны ценности, а ему назначают пенсию или дают возможность уехать. Дзержинский принял условия бывшего промышленника. Говорили, что Стахеев до конца своих дней получал пенсию, а на часть «найденных» сокровищ был построен Дом Культуры железнодорожников на современной Комсомольской площади в Москве. Об этой истории узнали журналисты железнодорожной газеты «Гудок» Е. Петров и И. Ильф.
По воспоминаниям Евгения Петрова, в образе Воробьянинова запечатлены черты его полтавского дяди Евгения Петровича Ганько — общественного деятеля, гурмана, эпикурейца, жуира, носившего золотое пенсне и «сенаторские бакенбарды». К этому портрету соавторы добавили некоторые штрихи, в которых отражались представления о «мужской респектабельности» первых десятилетий XX века, — в частности, упомянули, что внешне Ипполит Матвеевич похож на политического деятеля Павла Милюкова.
Прототипов Остапа Бендера сначала называли несколько, например некоего Митю Агатова. А литературовед Л.М. Яновская считала, что Остап списан со старшего брата Ильфа, Александра Файнзильберга, художника, носящего псевдоним Сандро Фазини. Можно смело говорить о том, что ее ввело в заблуждение фото из журнала в архиве Ильфа, где Сандро Фазини запечатлен с шарфом вокруг шеи и подписью под фотографией: «Одесский апаш». Так на французский лад называли некогда налетчиков и хулиганов. В двадцатые годы шарфы носили тысячи одесских франтов согласно моде того времени.
Также следует отметить, что в 1926 году, за год до появления Бендера на страницах книги, в Москве, где жили Ильф, Петров и Катаев, с большим успехом в театре Вахтангова была поставлена пьеса Михаила Булгакова «Зойкина квартира», показывающая нравы нэпа. В пьесе действует персонаж Аметистов. Это обаятельный пройдоха, элегантный мошенник, выпутывающийся из различных ситуаций. Голубая мечта Аметистова — Лазурный берег и белые штаны («- Ах, Ницца, Ницца!.. [ср. О, Рио, Рио!..] Лазурное море, и я на берегу его — в белых брюках!»
Но в книге «Алмазный мой венец» Катаев раскрыл тайну Остапа Бендера.
Кто же человек, ставший прототипом Остапа Бендера?
Это - Осип (Остап) Вениаминович Шор (1899 -1979). Для друзей и близких – Остап. Родился Шор в Одессе. С детства он занимался спортом. Его спортивные заслуги в футболе высоко оценивал один из первых российских летчиков и чемпион Европы по велоспорту Сергей Уточкин, прочивший Остапу чемпионскую славу. Именно футбол сблизил его с писателем Юрием Олешей, их дружба продолжалась почти полвека. Он был сотрудником УГРО, футболистом, путешественником…. Был приятелем Э.Багрицкого, Ю. Олеши, Ильфа и Петрова…