Как советские летчики стали «вдохновителями» камикадзе
Всем тем, кто хоть немного интересуется историей, известно нарицательное слово «камикадзе». Им стали называть японских летчиков, сознательно идущих на смерть путем тарана цели противника. Однако мало кто знает, что «вдохновили» воздушных смертников советские пилоты. Происходило это в период военного конфликта между Японией и Китаем, разгоревшимся еще до начала Второй мировой войны.
Братская помощь
В столкновении между КНР и Японией (в 1937 году) Советский Союз занял сторону Китая – страны, выбравшей строительство коммунизма. Главные боевые действия разворачивались в воздухе. Китайская армия обладала 600 единицами воздушной техники, представлявшей собой бипланы, разгоняющиеся до 350 км/час. У японцев количество самолетов превышало всего на сотню, но летательные аппараты были более маневренные и могли летать со скоростью, превышающей 450 км в час. Это позволяло последним одерживать регулярные победы, разбивая технику противника. Когда обстоятельства приобрели критический характер, правительство Китая попросило поддержки у СССР.
Братская помощь не заставила себя долго ждать. По распоряжению Сталина была разработана секретная военная операцию, получившая название «Z». Осенью 1937 года в сторону Китая вылетело более 90 советских боевых самолетов. Пилотировали их тогдашние выпускники летной Академии, без боевой практики: опытные летчики воевали добровольцами в Испании.
Первая проблема, с которой столкнулись самолеты – это дальность расстояния (ближайший аэродром был в Алма-Ате) и отсутствие секретного маршрута. Первый же разведывательный самолет, пролетая над Гималаями, врезался в скалу и разбился. К счастью, пилот смог катапультироваться. Последующие эскадрильи, отправляясь по уже проложенному пути, так же теряли самолеты.
Боевые столкновения с японцами
По прибытию на место, оказалось, что у китайцев практически полностью разбита авиация. Японцы держали первенство в воздухе. Первый боевой вылет состоялся в конце ноября 1937 года. Тогда поднялись 7 советских истребителей навстречу 20 японским самолетам. Летные характеристики с обеих сторон были практически идентичными, но советские аппараты были оснащены более совершенным и мощным вооружением. Благодаря этому большинство стычек заканчивалось превосходством и победой наших пилотов.
Советские летчики быстро получили перевес в ведении боя, исполнении виражей и пикетирования. На их счету большое количество сбитых самолетов противника, успешная бомбардировка авиабаз в Шанхае и Тайване.
Первый опыт тактики «камикадзе»
Весной 1938 года впервые стала применяться тактика тарана, идя «лоб в лоб». Первым протаранил японский самолет наш летчик Шустер, погибший в смертельной атаке. Позже повторил его «маневр» пилот Губенко. С японской стороны подобный поступок был совершен в середине лета того же года. Вражеский истребитель сначала подбил нашу машину, затем пошел на таран и уничтожил ее до конца.
Подобный опыт ведения сражения был взят на заметку Такидзиро Ониси – организатором бомбардировки Перл-Харбора. Об этом он написал в своих книгах-воспоминаниях. Став основателем эскадрильи самоубийц, он получит прозвище «отца камикадзе». Однако мало кому известно, что «вдохновителями» Ониси были советские летчики.