Людмила Ивановна Касаткина. Народная артистка СССР
Слава пришла к ней сразу после дебютной роли в кино; Леночка Воронцова в фильме «Укротительница тигров» была бесстрашна, смешлива, кокетлива, сквозь ее лукавую женственность проглядывал стальной характер.
Недаром после выхода фильма известный советский дрессировщик тигров Борис Эдер признал в Касаткиной настоящий цирковой кураж и пообещал доверить ей своих 11 «кошек». От карьеры дрессировщицы Людмила Ивановна отказалась. Она предпочитала укрощать не хвостатых хищников, а тех, которые таятся в душе любого человека, особенно талантливой актрисы. Бешеная девочка и «душечка» причудливо уживались в ее непростом характере.
Девочка из бедной семьи, она отнюдь не была избалованной принцессой. Выбирала долго, но уж, раз выбрав, не отступалась. К профессии актрисы шла долга: начала с балетной школы, после травмы ноги поступила в театральное училище. С будущим мужем встречалась четыре года до свадьбы: «Чтобы проверить чувства». Если уж выбрала, то на всю жизнь: будь то профессия, место работы или спутник жизни.
Недаром одной из первых ее актерских удач на сцене Театра Армии стала Катарина из «Укрощения строптивой». Людмила Касаткина сыграла, в сущности, свою историю – историю девчонки-сорванца, укрощенной и преображенной любовью. Несколько лет спустя после премьеры на сцене ее муж Сергей Колосов впервые снял с ней фильм; «Укрощение строптивой» стало началом их долгой совместной работы.
Именно в фильмах мужа Людмила Касаткина сыграла свои лучшие роли в кино. В первом советском телесериале «Вызываем огонь на себя» она сыграла героиню подполья Анну Морозову. Потом актриса вспоминала, как на съемочной площадке в сцене бомбежки пиротехники ошиблись с расчетами, и ударная волна разорвала жестяное корыто, под которым лежала актриса: «Куски его полетели прямо мне на голову. Меня рванул за руку осветитель. Секунда решала мою судьбу». Потом будет фильм «Душечка» по Чехову, «Операция «Трест», «Свеаборг». Картину «Помни имя свое» об узнице концлагеря Сергей Колосов снимал в Освенциме. Его вместе с женой поселили прямо в кабинете бывшего коменданта лагеря Рудольфа Хёсса. Испытание было тяжелым, Касаткина похудела за время съемок на 12 килограммов и временами теряла сознание от истощения.
За более чем сорок лет совместной работы с мужем они сняли 12 фильмов. Актриса гордилась переданным ей отзывом Рязанова: «Если бы у меня была такая жена, как у Колосова, я бы тоже сделал потрясающие картины». А в их фильме-комедии «Судья в ловушке» к семейному дуэту присоединился сын Алексей, ставший композитором картины.
Ее называли королевой Театра Армии, на сцене которого она не имела соперниц, сыграла за 60 лет более сорока ролей – от фабричной девчонки до Катарины, от Марьи Антоновны до Елизаветы Английской, от Кручининой до Матильды Шарден, от Комиссара до миссис Сэвидж. Но, похоже, сама она всю жизнь ощущала себя стойким оловянным солдатиком, который умеет любить и не умеет проигрывать.