Константин Райкин: «Иные ошибки – полезнее успеха»
8 июля народному артисту России и художественному руководителю театра "Сатирикон" Константину Райкину исполнилось 69 лет.
Об актерстве
– Чем актер отличается от не актера? Выйдут десять человек, и один будет размахивать руками, делать кучу движений, говорить – посмотришь на него секунду, как он сотрясает воздух, отвлечешься, вернешься к еде. А актер выйдет, ничего не скажет, но что-то в нем заставит тебя за ним следить, отложить вилку, нож и будешь смотреть только на него. Природное излучение странного вида. Дополнительная какая-то энергия. Актер – это же человек, которому мало жизни собственной, ему надо прожить еще иную жизнь.
О театре
Театр – это искусство актера на чистом сливочном масле. Тут сразу ясно: хороший перед тобой артист или дерьмо. В кино дубляж, монтаж, компьютерная графика, всякие фигли-мигли способны нас обмануть. А в театре ты голенький! Здесь весь твой организм человеческий задействован на полную катушку. Перед тобой тысячный зал – и ты либо подчиняешь его себе либо нет. Это очень сильное испытание для всех твоих профессиональных параметров. К тому же в театре можно пробовать, ошибаться, исправлять ошибки. В кино раз отрепетировал – и снял. Где возможность для каких-то поисков? Нет времени. Но, конечно, надо понимать, что театр – камерное искусство. Если работаешь только в театре, то и будешь известен маленькой группе людей. Но это мой выбор. И я совершенно из-за него не страдаю.
Об искусстве
Искусство – это великий наркотик. Я признаю точно его действие в то время, пока идет спектакль. За два часа, если сильный спектакль, люди становятся сильно лучше. Мерзавец становится светлее, вор порядочнее – все встает на свои божественные места, зло побеждается добром. И Бог, я думаю, запоминает этот момент. Человек может сам потом забыть эти впечатления. Но Бог запомнил, что этот человек два часа в своей жизни был к нему, к Богу немножко ближе. И он потом ему скостит какие-то наказания, убавит огонек под сковородочкой…
О работе
Единственный способ для меня наслаждаться жизнью – работать каждый день до часа, до двух ночи. У тебя же нет выходных, когда ты влюблен: ты же не берешь отгулов у любимой девушки. Я очень счастливый человек! Другой этого счастья не выдержал бы – скапустился бы, умер. А я живу и занимаюсь любимым делом.
О неудачах
Меня ежит от слова « успешный». Когда его употребляют применительно ко мне, я чувствую себя идиотом, потому что и у меня ведь случаются провалы. Театральная лошадка никого не держит прочно и время от времени сбрасывает любого седока, с любым опытом и регалиями. Периодически падаешь и, бывает, ударяешься очень больно. Это ощущение, которое в актерской профессии неизбежно. Неудачи в работе я боюсь больше смерти. Это ужасно, когда тебя не понимают, недооценивают. Другое дело, что потом ты это анализируешь и приходишь к выводу, что иные ошибки для тебя полезнее успеха. Но это, конечно, со временем понимаешь.