Константин Данзас, секундант Пушкина
Офицер русской императорской армии Константин Данзас ушел из жизни 3 февраля 1870 года. Именно он стал секундантом Александра Пушкина на дуэли против Дантеса, состоявшейся под Петербургом. Данзас всю свою жизнь не мог простить себе того, что не спас поэта от верной гибели.
Лицейский товарищ поэта происходил из старинного дворянского курляндского рода. Образование начал получать в Москве – хорошо знал литературу, обучился каллиграфии и иностранному языку. После ходатайства графини Софьи Васильевны Строгановой, хорошей приятельницы отца Константина Данзаса Карла, был принят в Лицей. Экзамены ему удалось сдать на отлично, вот только выдающегося ученика из него не вышло. Преподаватели подчеркивали, что успехи Данзаса по большей части зависели лишь от внимания надзирателей, а сам он слишком вял и ленив.
Будущий секундант Пушкина в Лицее носил прозвище «Медведь». Оно подходило Данзасу, который с равнодушием относился ко всему происходящему вокруг, к тому же имел довольно неуклюжий вид. Когда же его задирали, он отвечал на злые шутки сверстников сердитым окриком, к тому же грозил кулачной расправой.
Более всего Данзас был склонен к искусству, что отмечал и директор Лицея Егор Энгельгардт. Константин Карлович в 1815 году начал выпускать журнал «Лицейский Мудрец» - занятия литературой и изящными искусствами поощрялись преподавателями.Данзас забирал стихи и статьи у сверстников, а затем своим красивым каллиграфическим почерком заносил их в издание.
Почти все материалы он выбирал лично. В конце каждого номера «Лицейского Мудреца» были раскрашенные рисунки Алексея Илличевского, представлявшие то воспитанников учебного заведения, то наставников. Данзас в журнале часто выступал в роли критика своих читателей. Он обвинял их в том, что ему предоставляют слишком мало материала. Кроме пристрастия к искусству и непростого нрава Константин Карлович в Лицее ничем особым не выделялся.
Данзаса выпустили из Лицея офицером в армию. Его служба началась с 1817 года. Константину Карловичу пришлось трудно, не хватало опыта. Ссоры с начальством случались у него постоянно. По окончании курса в Царскосельском лицее, Данзас поступил прапорщиком в инженерный корпус, потом перешел в пионерный батальон. Далее был командирован в Отдельный кавказский корпус, на службе в котором за отличие в сражении против турок получил чин капитана.
Он также участвовал в сражении против персиан, был при осаде и взятии крепости Бурбурти и Эривани. В турецкую войну - в сражении при Фальчи, при осаде Браилова, где ранен пулею в плечо с раздроблением лопаточной кости, при разбитии великого визиря при Кулевче, под Шумлою, в авангарде при взятии штурмом укрепленного лагеря Кипраниди, при переходе через Балканы, при разбитии корпуса Измаила-паши и взятии крепости Айдолы, при взятии Сливно и Адрианополя.
Обилие наград и ранение не заставили его отойти от военной службы, хотя ему не раз предлагали хорошие места при штабах. Данзас всегда отказывался, зная, что не будет ладить с начальством.Кочевая жизнь завела Константина Карловича в Кишинев, где был в ссылке Александр Сергеевич Пушкин. Они также встречались на праздновании Лицейских годовщин. Однако близкими друзьями они всё-таки не были. Константин Карлович, дослужившийся до чина подполковника, ждал нового назначения в Петербурге. Об этом сам Данзас утверждал следователям, уточнявшим детали смерти поэта.
Согласно одной из версий, Пушкин накануне дуэли в спешке искал секунданта. Данзас говорил, что встретил своего лицейского товарища случайно 27 января 1837 года на улице, а далее прошел с ним в кондитерскую Вольфа, а затем во французское посольство, где состоялся разговор поэта с Д'Аршиаком – секундантом Дантеса. Там Пушкин и представил Данзаса своим секундатом. Однако по другой информации, Константин Карлович ещё за день до этого был запиской предупрежден поэтом о готовящейся дуэли. В ней же содержалась просьба о том, чтобы Данзас был его секундантом. Ответить отказом Пушкину он не смог.
В день дуэли оружие было куплено в магазине Куракина. Данзас вместе с остальными отправился на Черную речку. С собой у него был лист бумаги, где стороны четко описали все условия поединка. Возможно, Данзас мог предотвратить убийство Пушкина, если бы донес о дуэли властям, но он этого не сделал.
Судьба сложилась так, что именно Данзас принес жене Пушкина Наталье Николаевне страшную весть. Он оставался при поэте в последние дни его жизни. Наталья Николаевна сразу после смерти супруга просила императора не наказывать Данзаса слишком строго. Царь нарушить закон, карающий дуэлянтов, не желал, однако после приговора к повешению Константина Карловича освободили. Правда, произошло это лишь 19 мая 1837 года, когда он уже несколько месяцев пробыл в Петропавловской крепости.
Выйдя из-под ареста, Данзас долгое время послужил в Санкт-Петербургской инженерной команде, потом опять не поладил с начальством и был отправлен, по его личной просьбе, на Кавказ, командовать Тенгинским полком, где служил Михаил Юрьевич Лермонтов. По отзывам людей бывалых, в частности декабриста Николая Лорера, храбрости, подобной той, которая была у полковника Данзаса, они не видели.
В отставку Константин Карлович вышел с чином генерал-майора в начале 1850-х. Он не нажил ни гроша, у него не было ничего, кроме пенсии генерала. Собственной семьи он так и не создал.
Данзаса мучила его роль в роковой для Пушкина дуэли. На это накладывалась и всенародная слава поэта. Он часто обвинял себя в том, что не сумел сохранить жизнь товарищу, сраженному пулей на Черной речке. Данзас превратился в грустного, подавленного человека. При себе Данзас хранил кольцо с бирюзой, которое Пушкин снял со своей руки и оставил ему. Согласно поверью, это был талисман от насильственной смерти.
Генерал-майор Константин Данзас ушел из жизни 3 февраля 1870 года. Он был абсолютно одинок. На католическом кладбище Выборгской стороны его похоронили за казенный счет. Прах Данзаса уже в 1936 году перенесли в Александро-Невскую лавру.