Роман Опалка или бесконечность на холсте
В 1965 году в своей студии в Варшаве, польский художник-концептуалист Роман Опалка (Roman Opałka) начал свой проект «Opalka 1965/1 — ∞». Он писал на холсте числа по порядку: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12... Когда холст заканчивался, Опалка брал новый и продолжал последовательность. Это была не серия картин, а перформанс, длящийся всю жизнь.
Художник будет всю жизнь это делать, умрёт, а числа никогда не закончатся — это и есть смысл метафоры проекта — памятник бесконечности. Сперва холст имел чёрный фон, затем менялись цвета фона и чисел. Потом Опалка начал писать серой краской, добавляя по десятой доле процента белил в краску с каждой новой работой, в итоге цвет должен был стать полностью белым, и Опалка планировал это сделать к написанию числа 7 777 777, после чего художник должен был умереть. А числа остаться.
Сам художник говорил, что его проект «бредовее всего, что когда-либо существовало на белом свете». Своё творчество Опалка называл не только окончанием эпохи классического авангарда, но и вообще «завершением отрезка истории под названием „Живопись“».
Опалка занимался только этим проектом. Последним его числом было 5 607 249.