Войти

Почему люди читают одинаковую информацию, но по-разному ее воспринимают

На страницах официального российского портала, посвященного "году науки и технологиям" опубликованы данные исследований специалистов Центра языка и мозга Национального исследовательского университета Высшей школы экономики. Они сообщают, что с возрастом человек допускает все больше ошибок при чтении какой-либо информации. Это явление связано с жизненным опытом, который всплывает у человека во время чтения.

Во время чтения информации, с возрастом человек прибегает к поверхностной обработке языка. Эта теория говорит о том, что при обработке прочитанной информации у человека включаются уже имеющиеся данные о грамматике и языковом понимании читаемого текста. В результате, это приводит к тому, что человек допускает некоторые ошибки.

Для доказательства данной теории, специалисты из НИУ ВШЭ попросили 349 человек разных возрастов прочитать одно и то же предложение и рассказать смысл прочитанного. Участниками были школьники от 13 до 17 лет, молодые люди от 20 до 40 лет и люди в возрасте за 55 лет.

Участникам предложили прочитать предложения, с одинаковыми словами, но имеющими 4 разных смысла. С помощью окончаний, ученые изменили определение существительного и тем самым изменили смысл предложения.

В первых двух предложениях логически все подходило, а в третьем и четвертом необходимо было обратить внимание на окончания причастий. Но с этим справились не все участники.

Уже после 3-го предложения на главный вопрос к предложениям 63-68% школьников и молодых людей ответили неправильно. А среди людей в возрасте, этот процент составил 79.

В результате ученые пришли к выводу, что люди в возрасте при ответе доверяют своим представлениям о вещах. Кроме того, они неосознанно экономят применение своих когнитивных ресурсов, используя их в необходимых, по их мнению, целях.

Также ученые выяснили, что, если человек «понимает, о чем идет речь», исходя из своего опыта, он прочитывает ту или иную информацию быстрее, чем обычно.

Мне нравится
40