Людмила Гурченко. 5 минут и вся жизнь...
8 лет назад, 30 марта 2011 года, ушла из жизни Людмила Марковна Гурченко.
Однажды тихие харьковские улочки надоели юной Людмиле Гурченко. Она бросила отчий дом и, не задумываясь, шагнула в водоворот столичной жизни. Именно жадность до жизни руководила актрисой, когда она покидала родной город, поступала во ВГИК, делала первые шаги в творчестве и тогда, когда стала купаться в плеске аплодисментов.
Людмиле Марковне удалась первая же роль. Снятая в 1956 году музыкальная комедия режиссера-дебютанта Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь» сделала студентку ВГИКа символом поколения. Символом свободной счастливой советской молодежи. Красавица с осиной талией и искрящимся взглядом очаровала буквально всех зрителей. И уже много лет спустя, на презентации ее компакт-дисков, один сотрудник ЦТ заявит ей: «Вас ведь никто не любит. Кроме народа».
Именно в то время Гурченко стала любимой актрисой миллионов. За «Карнавальной ночью» последовал целый ряд фильмов, которые показали ее как многоплановую актрису. Музыкальная комедия «Девушка с гитарой». Мелодрама «Гулящая». Несколько драм, в том числе и военная «Роман и Франческа». Фарс «Женитьба Бальзаминова».
Молодые, тонко чувствующие героини создавали иллюзию, что Гурченко играет саму себя. Но это – лишь обман. Ловкий актерский блеф. «Была ли у меня молодость, беззаботная и розовая, как должно быть в 20? Нет, я уже никогда не была молодой. Только притворялась. Носила маску жизнерадостной девушки», – напишет позже Людмила Марковна.
Тем не менее большой кинематограф не принимал молодую актрису. И только семидесятые годы принесли Людмиле Марковне настоящий триумф. Мелодрама «Старые стены», в которой она сыграла директора ткацкой фабрики, получила Государственную премию РСФСР, а сама Гурченко – звание ведущей актрисы советского кино. Роли шли одна за другой, но в прессе стали мелькать намеки на то, что Гурченко задержалась в одном образе.
Так восьмидесятые стали испытанием для актрисы. Это было время выхода из привычного амплуа, эксперименты с драматическими ролями. «Любимая женщина механика Гаврилова» и, в особенности, «Вокзал для двоих» стали одними из лучших ее работ. Не зря Людмила Марковна всю жизнь хранит у себя письмо из лагеря: «Людочка! Я бугор, меня все уважают и боятся. Недавно в библиотеке увидел Ваш портрет на обложке. На шейке у Вас фуфло, а вот в ушках вещица стоящая. Я в этом разбираюсь – за это и получил свое. Решил, как выйду, первой очищу Вас. А тут завезли к нам "Вокзал для двоих". Смотрел два сеанса подряд, ночь не спал, думал о Вас. Кровью, кровью и потом зарабатываете себе на жизнь. И вот что я решил – живите спокойно. И всем своим наказал, чтоб порог Вашего дома не переступали. Уважающий Вас и Ваш труд Леонид».
В девяностые годы Гурченко мало снималась, очень осторожно подходила к выбору роли. И все чаще и чаще повторяла свои прежние образы... Но останавливаться в развитии не в ее правилах. Так, чтобы открыть новые грани своего таланта, Людмила Марковна обратилась к антрепризному театру.
Личная жизнь актрисы богаче, сложнее и драматичнее любой роли. В ней хватало и разочарований, и обид, и сокрушительной любви. Гурченко - актриса, женщина, у которой не рубцуются раны, которая не прощает предательства и не забывает предателей. Но и это все не важно. Недаром Людмила Марковна не раз признавалась, что ничего ей не надо, кроме команды «Мотор!» и того состояния блаженства, когда роль начинает раскрываться и позволяет актеру понять себя.
Она играла в кино, играла в жизни. Была,порой резка, порой неудержима. И понимала, что возведшая игру в смысл жизни, она никогда и ни при каких обстоятельствах не могла стать никем, кроме актрисы ... Жизнь как преувеличение, жизнь как грандиозный бродвейский мюзикл.
...Гурченко не стало вечером 30 марта. Но Люся, как любя называли Людмилу Марковну близкие, друзья и поклонники, осталась жива. В фильмах, телепрограммах, песнях...
...она ушла. Доиграла последний акт пьесы, за сюжетом которой следили миллионы. Люси больше нет. Актриса умерла от тромбоэмболии лёгочной артерии. «Скорая», продираясь по пробкам, приехала только через 21 минуту... Что стало причиной фатального приступа - перенесённые во время операций наркозы, напряжённый график работы или же незалеченная травма? Об этом мы, скорее всего, никогда не узнаем. А может, и не надо нам этого знать. Может, лучше сесть вечером и пересмотреть ещё раз «Вокзал для двоих» или «Сибириаду»?