Войти

Ян Кум - придумал WhatsApp в 2009 году за чашкой чая

На прошлой неделе приложение к мобильным WhatsApp, которое компания Facebook купила за $19 миллиардов, наделало много шума в США. Оставим за скобками анализ того, насколько удачное приобретение сделала команда Цукерберга, и обратим свое внимание на создателя и руководителя WhatsApp – Яна Кума.

Кум придумал WhatsApp в 2009 году за чашкой чая. Это сейчас благодаря Куму и WhatsApp, я, одна из 450 миллионов пользователей, могу отправлять неограниченное число сообщений из США в Россию всего за один доллар в год.

Но в 2009 году у Яна Кума были только идеи и опыт девятилетней карьеры в Yahoo, которую он оставил ради путешествия длиною в год по Южной Америке и неудачная попытка устроиться на работу в Facebook. Но несмотря на неудачи, Кум частенько отказывался от занятий, которые ему были неинтересны, так, например, он оставил учебу в Университете Сан-Хосе.

Кум вырос в Калифорнии, куда он и его мама переехали из Украины, когда Яну было 16 лет. Сразу после переезда Ян устроился работать уборщиком в супермаркет, какое-то время они даже получали пособия, как их тут называют, купоны на еду. Свой первый компьютер Кум купил, когда ему было 19 лет, зато до этого, как он говорит, у него были счеты.

Именно из этого печального опыта Кум почерпнул идеи для своего приложения. Во-первых, сервис должен быть доступным, Кум помнил, как у них с мамой не было денег на то, чтобы позвонить на Украину. Еще Кум ненавидел рекламу, которая навязчиво появляется при использовании мобильных устройств, поэтому в его приложении рекламы нет.

Сообщения пользователей также не сохраняется на сервере после отправления, таким образом Кум и его партнер Брайан Актон защитили частную жизнь своих клиентов.

Но процесс создания WhatsApp не был легким, в течение первого месяца приложение зависало и Кум уже думал, чтобы оставить эту затею и искать «нормальную» работу, но Актон переубедил друга. Сейчас WhatsApp прибавляет по миллиону клиентов каждый день и, надо думать, что такими темпами число тех, кто пользуется этим сервисом скоро достигнет миллиарда.

1134664

В США таких как Кум называют гиками (geeks). Гики, или попросту те, кто увлечен технологиями, изначально представляли собой субкультуру: тихонько резались в компьютерные игры и создавали группы хакеров. Но постепенно технологии становились все популярнее, а вместе с ними и те, кто знает о технологиях все. Только за последние десятилетия, умники поделились своими гениальными изобретениями, и мы получили не только Iphone, Facebook, мобильные приложения, очки Google, но и кое-что другое — новую систему ценностей.

What's up также был создан в рамках этих ценностей, к которым лично Кум пришел, соединив в единое противоположные измерения – идеалы простого советского человека с технологическими возможностями Запада.

Система ценностей гиков, состоит из нескольких составляющих. Например, для гиков богатство не самоцель. «Я с иронией смотрел на свои деньги», — сказал в одном из интервью Стив Джобс. «Потому что это едва ли самое важное, значимое событие в моей жизни».

Для гиков – деньги, это ещё один способ для самореализации. Поэтому они не выставляют свое состояние напоказ и остаются верны своим привычкам: Стив Джобс предпочитал голубые джинсы и черный свитер любой другой одежде, Сергей Брин до сих пор пользуется метро, а небритый Ян Кум ходит по своему офису босиком.

Также для многих из них важно использовать свой потенциал, чтобы решать глобальные проблемы и поддерживать социальную справедливость. Неважно, будут ли они пытаться развивать новые технологии, как, например, Сергей Брин, который поддерживает проект по созданию синтетического мяса, чтобы обеспечить едой всех нуждающихся, или решать проблемы беднейших стран, как Билл Гейтс, который основал самый крупный благотворительный фонд в мире. Это стремление также свойственно и Куму: «Мы хотели потратить наше время на то, чтобы сэкономить деньги людям и сделать их жизнь немного лучше», — сказал он о своем приложении.

Несмотря на все это, гики не мечтают о социализме, но пытаются сделать капитализм более ответственным, и, надо сказать, пока что у них это здорово получается.

«Мы хотим изменить этот мир с помощью новых технологий и услуг», — говорит Кум и, пожалуй, это девиз не только его одного.

Мне нравится
64